Источник: http://www.biotech.spb.ru/
Опубликовано: 16 декабря 2008
Авторы: Е. Д. Сахарова, М. В. Островский, ООО «Биотех», г. Санкт-Петербург.
С проблемой гипотермии, в частности с критическим падением температуры тела у кошек, часто сталкиваются ветеринарные врачи, проводящие интенсивную терапию. Такое состояние наблюдают на фоне токсико-инфекционного шока (например, при исходе острых инфекционных болезней), длительной антибиотикотерапии, обезвоживания организма. Вялость, угнетение, отказ от корма, отсутствие стула, сухость кожного покрова, отсутствие реакции на шум — это признаки, при появлении которых у животного владелец должен срочно обратиться за ветеринарной помощью. Кошка обычно в таком состоянии практически не передвигается, не реагирует на раздражители, температура тела в большинстве случаев составляет не больше 36,2 °С.
К сожалению, в таком состоянии животное может погибнуть в течение нескольких часов или суток даже в случае своевременно начатой интенсивной терапии. В основе критического падения температуры тела у кошек независимо от причины лежит глубокое нарушение регуляции обмена веществ, поэтому лечебные мероприятия, направленные на восстановление терморегуляции (при помощи медикаментозных пирогенов), сосудистого тонуса, сердечной деятельности, часто оказываются безуспешными. Как правило, при температуре тела менее 36,5 °С в течение 1 – 2 суток кошки погибают. Наиболее часто такой исход наблюдают у старых животных, при этом нередко владельцы сами отказываются от проведения реанимационных мероприятий. Для того чтобы вывести из этих состояний и вернуть к полноценной жизни котят, молодых животных, существует больше возможностей. Одним из самых эффективных способов восстановления системной регуляции обмена веществ у животных является раннее применение в интенсивной терапии цитокинов, в частности препарата ронколейкин.
Применение ронколейкина совместно с общепринятыми мероприятиями позволяет значительно, в отдельных случаях на 100 %, повысить шансы на выздоровление животного. Этот факт подтвержден неоднократно на практике.
Наблюдали 17 случаев, когда ветеринарные врачи использовали ронколейкин в качестве единственного реанимационного средства, т. е. в качестве монотерапии. Это было связано с тем, что владельцы животных отказывались от проведения многокомпонентной терапии, услышав про неблагоприятный прогноз, но «на авось» соглашались на одну инъекцию. Таким образом, ронколейкин вводили однократно в дозе 10000 – 15000 МЕ/кг подкожно и рекомендовали владельцам следить за состоянием кошек, в том числе и за температурой тела. В случае видимого улучшения врач рекомендовал терапию ронколейкином продолжить (инъекцию в той же дозе на следующий день и затем еще через 1 сутки). В результате проведенной терапии все 17 животных выжили, даже кошки, у которых зафиксировали температуру 35,5 °С. Таким образом, курс лечения составил 3 инъекции.
В некоторых случаях первая доза препарата вводилась кошкам инъекционно, а затем необходимое количество ронколейкина выпаивали с водой в течение нескольких суток. Эффект оставался тем же: животные выздоравливали.
Таким образом, применение ронколейкина в качестве средства интенсивной терапии позволило в несколько раз усилить эффект от реанимационных мероприятий при гипотермии кошек, а также значительно снизить затраты на комплекс дорогостоящих медикаментов в труднопрогнозируемой ситуации.