Опубликовано: 14 марта 2015
Гельминтозы домашних животных – широко распространенные заболевания, при которых животные испытывают ухудшение состояния, нарушения работы многих систем и органов. Ветеринарные врачи часто сталкиваются с осложнениями при лечении данных патологий. Основой успеха врача в лечении гельминтозов собак и кошек является владение вопросом патофизиологии данного заболевания и оценка глистной инвазии не как отдельно взятой патологии, а как сложного симптомокомплекса, связанного с поражением гельминтами. Патогенное влияние гельминтов на организм животного огромно. Это механические, токсические, трофические и аллергические воздействия.
Механическое воздействие гельминтов обусловлено с миграцией личинок в органах и тканях, их развитием и ростом, давлением в местах локализации. Так, паразитические черви могут вызвать закупорку кишечника, желчных протоков, скапливаться в сердечной мышце. Часто гельминты способствуют заносу в органы и ткани своего хозяина патогенных микроорганизмов. В случае осложнения секундарной инфекцией в патогенезе превалируют признаки, характерные для бактериальных или грибковых поражений.
Аллергические реакции при гельминтозах проявляются покраснениями и отеком кожи, сыпью, повышением температуры тела, одышкой, ознобом и могут закончиться шоковыми состояниями.
В результате нарушения обмена веществ у больных животных наблюдается токсикоз: ухудшается общее состояние, снижается аппетит, расстраивается процесс пищеварения, уменьшается количество эритроцитов.
Даже при слабой глистной инвазии картина крови собаки и кошки претерпевает значительные изменения: наблюдают увеличение лейкоцитарного индекса интоксикации (увеличивается количество гранулоцитов в отношении к агранулоцитам). Причем эозинофилия, а тем более базофилия развиваются нечасто. При дальнейшем развитии болезни нарастают нейтрофилия и эозинофилия на фоне сохранения или некоторого снижения количества лейкоцитов.
При биохимическом исследовании крови животных, больных гельминтозами, обычно наблюдают такие изменения, как постепенное снижение уровня гемоглобина крови, снижение относительного содержания альбуминов сыворотки крови при резком увеличении содержания β-глобулинов и γ-глобулинов, повышение активности щелочной фосфатазы, увеличение концентрации билирубина (обычно до верхней границы нормы или чуть выше) и некоторый рост активности АлТ, часто снижение уровня мочевины.
Перечисленные изменения в крови ярко иллюстрируют тяжесть течения токсических реакций в организме, сопровождающих нарушения функции печени и снижение иммунитета, значительные изменения белкового состава крови указывают на нарушение белкового обмена с нарушением синтеза белка в печени. Поэтому настолько важны своевременные меры по ликвидации и предупреждению патогенного воздействия гельминтов на организм животного.
Своевременная диагностика имеет важнейшее значение в случае заболевания домашнего животного глистной инвазией. Однако именно здесь ветеринарного врача поджидает ряд сложностей. Особенно это касается диагностики нематодозов. Личиночные стадии нематод часто не выявляются при исследовании кала зараженных животных. Также существуют трудности выявления зрелых форм гельминтов из-за нерегулярности их яйцекладки. Поэтому пока вероятность выявления гельминтов составляет всего 10-20%, в результате чего значимость стандартной диагностики гельминтозов существенно снижается. Не решает проблемы и проведение специфических методов диагностики с применением метода обогащения. Тем не менее, действие гельминтов на организм проявляется развитием серьезнейших дисфункций, что не позволяет игнорировать такой проблемы, как наличие латентного гельминтоза.
Не следует забывать и об опасности, которая грозит владельцу животных, заражённых гельминтами. До недавнего времени возможность попадания яиц токсокар с шерсти собак в организм человека полностью исключалась. Такое мнение было связано с теорией о том, что для развития яиц Toxocara canis до инвазионнных стадий необходимым условием является пребывание их в почве от двух до семи недель. Научные исследования, проведённые зарубежными учёными (А.Вольф, И.П.Райт), доказали опасность прямого заражения человека Toxocara canis после контакта с заражёнными собаками (данные Ветеринарного Отчета (2003) 152, 419-422). В вышеупомянутом исследовании была изучена степень обсеменённости волосяного покрова собак яйцами Toxocara. Были отобраны и исследованы образцы шерсти от 60 собак. 25% образцов были обсеменены яйцами круглых гельминтов в различных стадиях развития в том числе и яйцами, содержащими личинку второй стадии (инвазионная стадия). Это является прямым доказательством возможности заражения человека яйцами гельминтов при контакте с инвазированными животными. Личинки паразита, специфичного для животных, не развиваются в организме человека. Однако он может оказаться случайным хозяином. Попадание личинок в организм человека может вызвать серьёзные патологические нарушения, особенно у детей. При попадании личинок в организм случайного хозяина наблюдается миграция их в органы и ткани. Могут наблюдаться:
– Кожная миграция (с признаками кожных поражений)
– Висцеральная миграция (миграция личинок в головной мозг)
– Окулярная миграция (наличие личинок в зрительном аппарате).
Теория ученых о возможности заражения человека от животных подтверждается и эпидемиологическими данными. Например, не наблюдается зависимости между степенью загрязнения почвы и количеством антител к токсокарозу у людей. Городские жители имеют гораздо меньший титр антител, чем сельские жители, хотя степень загрязнения почвы яйцами Toxocara выше именно в городской местности.
Особенно убедительны данные исследований, проведённых на острове C-Лусия: 86% жителей имеют антитела к Toxocara canis, тогда как сами яйца Toxocara были найдены только в 20% образцов почвы. Кроме того, исследования, в которых приняли участие заводчики Британских собак, показали, что присутствие антител в организме владельцев собак имеет прямую зависимость от количества собак, содержащихся в доме. Так, среди заводчиков, имеющих до 5-ти собак, у 10 % были обнаружены антитела к токсокарозу, в то время, как среди заводчиков, содержащих более 7-ми собак, антитела обнаружены у 28%.Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует реальная опасность заражения человека яйцами Toxocara canis от собак. Врачи выделяют два основных подхода к дегельминтизации животных.
Первый. Рекомендован Всемирной ветеринарной ассоциацией и заключается в проведении антигельминтного курса четыре раза в течение одного года (то есть с интервалом 3 месяца).
Второй. Основан на сопоставлении косвенных признаков возможной глистной инвазии, прежде всего клинических проявлений и исследования микробиоцентеза кишечника. Среди клинических признаков у больных нематодозами животных выделяются нарушение микрофлоры кишечника, аллергические реакции, функциональные нарушения ЖКТ, нарушения аппетита, зуд в области ануса. При наличии косвенных признаков латентной глистной инвазии, необходимо провести внеочередной курс антигельминтной терапии. Но грамотное лечение гельминтозов, как правило, представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению/нормализации деятельности всего организма. Более того, применение антигельминтных препаратов в случае ярко выраженного ухудшения самочувствия животного является крайне нежелательным. Для реализации максимального эффекта дегельминтизации на фоне минимальной болезненности целесообразно вначале стабилизировать жизненно важные функции и только после этого приступать к дегельминтизации. В противном случае возможна гибель животного от интоксикации продуктами распада гельминтов, поскольку и без того ослабленный организм не справляется с сильнейшей токсической нагрузкой. Незаменимы в данном случае препараты, нормализующие обмен веществ.
Одним из таких препаратов является Катозал производства компании «Байер АГ» (Германия). Его основными действующими веществами являются цианокобаламин и бутофосфан. Цианокобаламин (витамин B12) способствует увеличению количества гемоглобина крови, регулирует процесс обмена белков, жиров и углеводов, а также является важнейшим стимулятором клеточного деления, то есть влияет на регенерацию поврежденных тканей. Бутафосфан – уникальный компонент, разработанный компанией Байер, и не включенный в состав ни одного другого препарата, кроме Катозала. Бутафосфан отличает ряд уникальных особенностей. Во-первых, бутафосфан нормализует уровень кортизона в крови животного, снижая, таким образом, воздействие стресса, а поскольку любое заболевание является сильнейшим стрессом, то введение бутафосфана животному с глистной инвазией имеет принципиальное значение в восстановлении функций всех пораженных систем органов. Кроме того, бутафосфан стимулирует энергетический обмен, синтез протеина, а также повышает качество расщепления и усвоения глюкозы, поступающей в кровь животного.
Благодаря всем вышеперечисленным воздействиям, Катозал является незаменимым препаратом для нормализации состояния обмена веществ, защиты и поддержания функции печени, регенерации поврежденных клеток. Он также оказывает опосредованное влияние на восстановление иммунитета пораженных животных.
После стабилизации состояния животных возможно применение антигельминтных препаратов. Препаратами выбора в данном случае становятся средства, введение которых не связано с дополнительным стрессом для животного.
Для дегельминтизации кошек и собак компания БАЙЕР представляет линию ДРОНТАЛ – Дронтал для кошек, Дронтал плюс со вкусом мяса для собак, Дронтал Джуниор – для щенков. Препараты обладают максимальной эффективностью против круглых и ленточных гельминтов: однократного применения достаточно для полного уничтожения гельминтов в кишечнике животного. В рекомендованных дозировках Дронтал не оказывает токсического воздействия на организм животного.