Опубликовано: 14 февраля 2011
Некробактериоз — инфекционное заболевание многих видов домашних и диких млекопитающих животных, а также птиц, характеризующееся гнойно-некротическими поражениями кожи, слизистой оболочки, внутренних органов и конечностей.
Возбудитель — Fusobacterium necrophorum открыт Кохом в1881 году, широко распространен в природе — нормальный обитатель желудочно-кишечного тракта животных, присутствует в почве. Fusobacterium necrophorum образует ряд сильных токсинов (гемолизин, лейкоцидин, цитоплазматический токсин) и ферментов (лецитиназа, гиалуронидаза), которые разрушают клетки организма и угнетают его иммунную систему.
Некробактериоз — широко распространенная раневая инфекция. Наиболее восприимчивы к нему северные олени, крупный и мелкий рогатый скот, менее лошади, свиньи, куры. Могут заболевать собаки, кролики, зайцы, дикие копытные, чувствителен человек.
У северных оленей, крупного и мелкого рогатого скота, лошадей болезнь проявляется чаще в виде поражения конечностей (копытка оленей, абсцессы копыт, панариций, пододерматит КРС, гангренозный дерматит лошадей). У овец она ранее отождествлялась с копытной гнилью. Некробактериоз внутренних органов КРС описан как абсцессы печени, у молодняка — дифтерия телят. У свиней, кроликов болезнь проявляется некротическим дерматитом, а у поросят — некротическим ринитом и стоматитом. У ягнят и козлят чаще поражаются слизистая оболочка рта, носа, конъюнктива глаз или внутренние органы. Кроме того, некробактериоз у разных видов животных может проявляться в виде дерматитов, гнойно-некротической пневмонии, плеврита, послеродового сепсиса, остеомиелита и др.
Так как возбудитель некробактериоза является нормальным обитателем пищеварительного тракта здоровых животных, он с фекалиями выделяется во внешнюю среду, постоянно инфицируя стойла, подстилку. Возбудитель не образует капсул, которые позволяют ему противостоять фагоцитозу в организме здорового животного. Поэтому, при соблюдении ветеринарно-санитарных требований, хороших условиях содержания, кормления животные не заболевают. Однако, при нарушении защитных барьеров организма, травмировании конечностей (содержании животных на решетчатых полах, пастьбе по стерне, среди кустарников, перегонах по каменистому грунту, несвоевременной или неумелой расчистке копыт), а также при содержании животных в переувлажненных условиях (повышенные осадки, антисанитарные условия содержания, использование заболоченных пастбищ) возбудитель проникает внутрь тканей за счет ферментов, выделяет сильные токсины, создавая благоприятную среду для своего размножения. Заболевание может возникнуть и как вторичная инфекция при ящуре.
Средства специфической профилактики против некробактериоза животных начали разрабатывать в 20-30-х годах XX века, в конструировании их участвовали А. Г. Ревнивых (1920), В. Н. Попов (1922), Я. Р. Коваленко и соавторы (1934), С. Н. Муромцев (1935). Результаты испытаний этих средств в большинстве случаев были отрицательными. Авторы пришли к выводу, что после переболевания животных некробактериозом иммунитет не образуется. Это на долгие годы приостановило работу по разработке вакцин и лечебных сывороток. Неудачи, постигшие ученых, по мнению автора нашей вакцины проф. Ю. Д. Караваева, связаны с тем, что они готовили препараты из целых бактериальных клеток.
После вакцинации образовались антитела на поверхностные структуры клетки, а не на токсин, вызывающий собственно заболевание. При приготовлении вакцины Щелковского биокомбината используется высокотоксикогенный штамм 0-1. Выращенные клетки возбудителя разрушаются специальными методами, высвобождаемые токсины переводятся в анатоксины, очищаются, концентрируются. В результате дозу вакцины удалось снизить в 10 раз до 0,2 мл для оленей и 0,4 мл для КРС. Такую дозу вводят внутрикожно при помощи безыгольного инъектора БИ-7 М, что существенно повышает производительность труда ветспециалистов. Иммунитет у привитых животных формируется через 20 – 25 дней после второй вакцинации и сохраняется в течение 6 месяцев.
Вакцина расфасовывается в 20 г флаконы по 50 прививных доз для КРС.
Для усиления неспецифического иммунитета и создания «депо» антигенов для усиления и продления действия препарата в состав вакцины вводится масляный адъювант. При создании вакцины испытывались на реактогенность, безвредность, токсичность различные готовые адъюванты и их составляющие в различных сочетаниях. При этом учитывалась вязкость, степень эмульгирования. Был выбран адъювант не реактогенный, безвредный, обладающий низкой вязкостью, легко эмульгирующийся. Однако, как и при применении всех эмульгированных вакцин, при введении препарата требуется соблюдать правила асептики. В месте введения необходимо удалять шерсть и обрабатывать 70 º спиртовым тампоном. Безыгольный инъектор должен быть настроен так, чтобы вакцина вводилась именно внутрикожно, не попадая под кожу, чего трудно избежать при введении препарата в область молочного зеркала, где коже тоньше и нежнее.
Комиссионные испытания вакцины проводились в неблагополучных по некробактериозу животноводческих хозяйствах в 25 регионах Российской Федерации. Как правило, получили положительные результаты: вакцина предохраняла от заболевания около 98 % привитых животных и обладала терапевтическим эффектом. Рекламаций по эффективности и безвредности препарата не отмечали. В 2002 году вакцину испытал М. А. Аникеев в 40 неблагополучных по некробактериозу хозяйствах Московской области. При этом в животноводческих хозяйствах с различными условиями содержания и кормления животных применяли вакцину одной серии. Наилучший эффект достигался в тех хозяйствах, где было сбалансированное кормление, вовремя проводили обрезку копыт у животных. Из привитых 44382 коров и нетелей некробактериозом заболело 1,8 %.
Нормативно-техническая документация на промышленное производство утверждена Департаментом ветеринарии Минсельхоза России в январе 2003 года. Вакцина не имеет аналогов в России и за рубежом. На инактивированную эмульсин-вакцину получено два патента на изобретения. В 2003 году вакцина награждена серебряной медалью ВВЦ.